Бетонные работы

Бетонные работы — это работы по строительству, производимые при сооружении конструкций из железобетона и бетона. Они разделяются на несколько этапов: изготовление бетонной смеси, доставку ее на объект, заливка, создание условий для правильного твердения смеси, исполнение монолитных связок между составными элементами.

Производство бетонной смеси

Бетонный заводСмесь бетона производится смесителями — специальными установками на бетонных заводах и главной конструктивной составляющей бетоносмесительных установок. Бетонные заводы, выполняющие объемные заказы по производству смесей — полностью механизированные предприятия, процессы технологического цикла которых автоматизированы, вплоть до дозирования составных элементов смеси и их полного перемешивания.

Широко распространены заводы-автоматы по производству бетона на основе перфорированной карты, автоматически дозирующей состав и выдачу готовой смеси. Объекты строительства, использующие малые объемы бетонной смеси, взаимодействуют с местными заводами бетона товарного качества, когда радиус доставки смеси в автобетоновозах и самосвалах не превышает 15-20 километров, при использовании же автобетоносмесителей, сухая смесь в которых перемешивается с водой и дозирована на заводе, доводится до необходимой кондиции в процессе перевозки, возможной на более значительные и обоснованные экономически расстояния.

Транспортировка бетонной смеси

АвтобетоновозПри доставке на объекты незначительной удаленности от завода-изготовителя, могут применяться ленточные транспортеры, бетононасосы, автосамосвалы и автомобили с бадьями, выгружающими бетоносмесь непосредственно в конструкцию или в бадьи поворотные, которые подаются стреловыми кранами к месту доставки. При строительстве гидросооружений и мостов используют кабель-краны.

Ленточные транспортеры применяют, когда необходимо создать непрерывность потока смеси бетона высокой интенсивности, управление всеми агрегатами при котором автоматизировано.

Бетононасосы делают возможной подачу бетоносмеси в горизонтальной плоскости на расстояние до трех сотен метров, по вертикали — до сорока метров. Бетононасосы перекачивают смесь с наполнителем крупности от 40 до 120 миллиметров, в зависимости от диаметрального сечения бетоновода и типа наполнителя (щебень или гравий). С развитием инфраструктуры автоматизированных заводов бетона товарных кондиций, количество установок, производящих менее качественную и более дорогую продукцию, со временем уменьшается.

Укладка бетонной смеси

Виброжелоба, виброхоботы и хоботы (звеньевые трубы с монтированными к ним вибраторами) помогают распределению смеси бетона по участку бетонирования. Смесь укладывается отдельными сегментами, блоками и захватками, отделяемыми рабочими, усадочными и температурными швами. Параметры блоков и захваток, а также положение швов определяется проектной документацией конструкции или производимых работ.

Виброобработка бетонаВо время укладки смесь бетона подвергается обработке виброуплотнителями, частота колебаний которых достигает от 3 до 15 тысяч в минуту. Процесс вибрирования приводит к подвижности смеси, в результате ослабления сцепления частиц, что позволяет производить заливку в формы более качественно.

Для уплотнения бетона в массивных сооружениях, балках, колоннах, стенках применяют вибраторы глубинные, погружаемые в смесь; для плит и дорожных покрытий применяют поверхностные вибраторы, действующие на поверхность материала, в конструкциях с большим количеством арматуры и тонкостенных — наружные, крепящиеся к опалубке.

В массивах смесь бетона заливается слоями в горизонтальной плоскости на такую толщину, которая достижима для проработки вибраторами (как правило, до полуметра), и таким образом, что каждый последующий перекрывает нижележащий еще до начала схватывания в последнем. Бетонирование массивное, включающее большие площади, производится с помощью комплексного механизирования, когда вместо ручных виброустановок применяют группы вибраторов на общей раме (вибропакеты), управляемые дистанционно и переставляемые кранами. Рабочая часть вибраторов в пакетах по длине достигает 1 метра, категория производительности — до ста кубометров в час и более.

Монолитность конструкций достигается хорошей связью бетона в швах (точки перерывов бетонирования). Для чего поверхность уложенного ранее бетона в месте стыка с новой порцией смеси очищают от «цементной пленки» и обеспечивают промыв водой под давлением.

Бетонирование цементно-бетонных дорог

Бетонирование дорогиРаботы по бетонированию цементно-бетонных дорог (основания, одно- и двухслойные покрытия) осуществляются в непрерывном режиме, регулирование потока производится при полной механизации процессов. Самоходные машины-укладчики, применяемые для таких целей, перемещение осуществляют по рельсам-формам, служащими бортовой опалубкой исполняемого покрытия. Ускорение твердения смеси, повышение его долговечности и стойкости к износу, производят дополнительным вакуумированием поверхностных слоев бетона. Большие массивы монтируются с добавлением и утапливанием в смеси с помощью вибраторов камней до 500 мм («камнебетон»).

Если это экономически обосновано, применяют метод «разделения» бетонирования, включающий заполнение крупным компонентом формы с использованием вибраторов и насыщением цементно-песчаным раствором, нагнетаемым снизу по трубам. Предварительное уплотнение гравия (щебня) в форме требует меньше раствора для заполнения пустот, чем при производстве смеси в бетоносмесителях и укладке их в формы. Это экономит цемент до 20 процентов, обеспечивая получение почти безусадочного и более плотного бетона.

Подводные бетонные работы

Подводное бетонированиеНаибольший эффект при подводном бетонировании достигается методами «вертикально-перемещаемой трубы» и «восходящего раствора». Метод ВПТ подразумевает подачу бетона со стационарного или плавучего помоста, когда труба, нижний конец которой находится в ранее уложенном бетоне в опалубке, служит транспортиром. В процессе бетонирования труба постепенно приподнимается. Метод «восходящего раствора» заключается в наполнении по трубам, закрепленным в опалубке, форм щебнем либо гравием, а песчано-цементный раствор нагнетается в направлении снизу вверх сквозь пустоты в заполнителе.

Нанесение водонепроницаемых и плотных слоев бетонной смеси в туннельных помещениях, сооружениях гидротехнических и других с целью устранения дефектов производят торкретированием и шприцбетоном. Смесь бетона набрызгивается на обрабатываемую поверхность мелкими слоями с помощью бетон-шприцмашин и цемент-пушек (торкретирование), создающих необходимое давление смеси. Предел крупности для заполнителя торкретбетона составляет 8 мм, для набрызгобетона — 25 мм.

Уход за бетоном

«Уход за бетоном» — создание соответствующего режима температуры и влажности для оптимального твердения, достигаемого, в основном, укрытием и поливкой бетона водой. При больших площадях такой метод заменяют покрытием защитными пленками (этиноль, лак, водно-битумные эмульсии) покрытия, для препятствования испарению из бетона воды. Наибольшую трудность уход за бетоном представляет при сооружении крупных конструкций гидротехнических сооружений. Главной задачей бетонных работ в этом случае является преодоление вреда от воздействия экзотермического тепла, которое вызывает температурные перепады между наружными слоями и ядром, а также от колебаний температуры при смене сезонов. Для этого, кроме использования низкотермичных, с низким содержанием цемента, смесей применяют регулирование температуры бетоносмеси (охлаждение летом и подогрев зимой), используют подвижные шатры с поддержанием температурного режима.

Проведение бетонных работ при отрицательных температурах

При отрицательных температурах уход за бетоном заключает в себе прогрев бетона (паром, электроподогревом, добавлением хлористых солей, методом «термоса»). Последний применяют при бетонировании массивных сооружений. Заключается он в использовании для смеси подогретых компонентов с последующим укрыванием бетона теплоизолирующими материалами для замедления остывания. В настоящее время также используется новейший метод — применение установки прогрева грунта и бетона.

Паропрогрев — насыщение «рубашек», окружающих конструкцию, паром; электропрогрев — пропуск через свежезалитую смесь тока переменных значений и низкого напряжения, создающего в бетоне температуру от 50 до 75 градусов, что способствует быстрой распалубке. Добавки хлористых солей понижают точку замерзания до −15°, позволяя обойтись без подогрева и утепления. Способ, во избежание процесса коррозии, применим в безарматурных конструкциях.

Замерзание бетона допускается не ранее достижения им половины своей проектной прочности, так как иначе прочность конструкции может существенно пострадать.

Проверка качества бетонных работы

Проверка качества бетонаКачество бетона контролируют освидетельствованием конструкций в натуре; проводятся испытания на прочность высверленных кернов; образцов, изготовленных на месте, выдержанных в условиях твердения смеси. Некоторые испытания проводят с целью определения водонепроницаемости и морозостойкости.

Степень уплотнения также проверяется. Осуществляют данное испытание методом применения гамма-излучения кобальта радиоактивного — поглощение дает нужную информацию о степени плотности; прочность, однородность и плотность бетона определяют по скорости прохождения ульразвукового импульса и др.

Понравилась статья? Поделись с коллегой:
Ф.И.О.: 
Телефон: 
Уточнение наличия и цен
Компания: 
Ф.И.О.: 
Телефон: 
E-mail: